Bellydance

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Bellydance » учим, учимся, танцуем » для преподавателей


для преподавателей

Сообщений 1 страница 12 из 12

1

Танцы под звездами - //"Ориенталь. (тело и душа) - Мария Крижановская - весна 2005, стр.56-60, wwwbellydance.ru/magazine

Сова или жаворонок, интраверт или экстраверт, физик или лирик — нам всем нравится проходить тесты и искать свое место в разнообразных классификациях. Понятно, что никакая, даже очень сложная система не отразит уникальность каждого из нас. Но хочется хоть немного прикоснуться к тайне — кто же мы есть такие на самом деле? Эту систему человеческих типов я уже давно взяла на заметку и вижу, что она в общих чертах работает. Она описывает соответствие планет, типов тел и типов мышления, и очень помогает на танцевальных занятиях находить правильный подход к каждой ученице. Надеюсь, это краткое изложение будет интересно и по­лезно как преподавателям, так и их уче­никам. Найдете ли вы себя и своих знакомых в этом списке?

Луна
Ключевое слово: Странность.
Классификацию начинает Луна — самый расплывчатый и трудноопределимый тип, который часто сочетает в себе свойства других типов.
Вашу ученицу-Луну вы, возможно, не сразу заметите в классе. Даже если вы смотрите прямо на нес, Луна видится как бы сквозь дымку: у нее нечеткие черты лица и какая-то невнятная одежда. Но заговорите с ней: вы будете удивлены, как много интересного она знает и думает о танце. занятиях и окружающих людях. У них хорошая память: если вы забыли хореографию, спросите Луну - она помнит. Лун нужно ориентировать при подборе костюма, музыки и постановки — они живут по правилам своего внутреннего космоса, и их идеи не всегда понятны другим. Они склонны «мельчить» в движениях и украшениях, им нравится разбираться в мелких, но полных глубокого смысла деталях. Луны часто чувствуют себя лучше в компании с компьютерами, чем с людьми. Лунам может понравиться рукоделие: росшие бисером и бисероплетение выведут из себя кого угодно, но только не Луну.
Известные Луны: Алии, Галина Савельева

Венера
Ключевое слово: Мягкость.
У Венер обычно пышная фигура — «песочные часы», женственные движения и тонкая эмоциональность. Они хорошо
чувствуют музыку, танец и преподавателя, точно копируют движения, не нуждаются в пространных разъяснениях. Ученица-Венера будет радовать вас до тех пор, пока вы не попросите ее станцевать самостоятельно или выйти на сцену. Окажется, что без вас она не знает, о чем танцевать, потому что Венере легче сопереживать кому-то, чем жить своей жизнью. Ей нужно помочь научиться слушать, выражать и уважать собственный внутренний мир. Венеры так же мягки духом, как телом, им трудно пробиваться в жизни, делать карьеру. Считается, что знаменитых Венер не бы­вает — однако восточные танцы им так подходят, что здесь у них есть все шансы. Египетский стиль танца, томный и медленный — это для них. Венера может стать хорошим, ласковым преподавателем. На ее занятиях будет всегда тепло и уютно, от нее не услышишь резких замечаний.
Известные Венеры: Неля Батырова, Наира, Сухер Заки

Меркурий
Ключевое слово: Активность.
Меркурий на занятиях засыплет вас вопросами и не дослушает ни один ответ. В том конце класса, где стоит Меркурий, слышно постоянное жуж­жание: она со всеми знакома и, возможно, обсуждает совместные проекты. Меркурии артистичны и пластичны, у них всегда масса передовых идей. Блестящей карьере в восточном танце может помешать их мелкое телосложение, но у Меркуриев хороший вкус в одежде и смекалка, и они могут многое исправить одеж­дой. Сложность работы с Меркурием в классе — она схватыает все быстрее остальных, может заскучать на занятии и начать плясать что-то свое, мешая другим. Тайна Меркурия в том, что на самом деле она довольно депрессивно воспринимает себя и окружающий мир, и все время нуждается в подтверждении своей ценности и в ободрении. Давайте ей это. Меркурий обычно танцует московский или лива­нский стиль — суетливый и яркий, с обилием барабанов. Часто делает бизнес на танцах, что-либо перепродает.
Меркурии — хорошие преподаватели, которые умеют и объяснить, и зажечь.
Известные Меркурии: Ирина Лунина, Самех Аль-Дессоуки

Сатурн
Ключевое слово: Рассудок.
Выраженным Сатурнам — высоким и стройным девушкам модельного сложения — восточные танцы могут поначалу не даваться. Причина не столько в теле, сколько в психике: Сатурнам все нужно пропустить через голову, проговорить для себя каждую деталь. Технику им надо объяснять словами. Поначалу их движения могут быть угловатыми, а до эмоций в танце вообще далеко. Однако, если Сатурн почувствует, что восток ей по душе, через некоторое время она перегонит других в успехах и сможет их даже поучать. Из Сатурнов получаются преподаватели, которые терпеливо разъясняют технику в деталях, дают на занятиях логичные постановки и связки, дают полную информацию о танце. Правда, активным людям на их занятиях может быть скучно — за «огнем» и весельем надо ходить в другие места. Зато если Сатурн администрирует школу или танцевальную программу, в ней будет четкий алгоритм и порядок.
Известные Сатурны: Ирина Попова

Марс
Ключевое слово: Сила.
Марсы — это те ученицы, у которых на занятии раньше других краснеет лицо от напряжения. Как правило, их сложно представить одетыми в рюшечки и цветочки. Энергичные и серьезные, они могут критиковать ваши занятия в жесткой форме. Они не любят «болтовню» и устают от пространных объяснений. Они любят «дело»: физические нагрузки, у них крепкое спортивное тело, сильные мышцы. Если Марс все-таки попала не на карате или в тренажерный зал, а на восточные танцы, у нее хорошие перспективы. С ее трудолюбием, характером и внутренним огнем она может многого добиться. Марсам идет активный танец, с включением современных движений, а также воинственный народный стиль саиди. Преподаватель-Марс может вымуштровать танцевальный ансамбль.
Известные Марсы: Елена Рамазанова

Юпитер
Ключевое слово: Богатство.
Юпитер приходит на занятия в яркой одежде и крупных украшениях и сразу начинает шуметь, смеяться, раздавать улыбки, советы и комплимен­ты. Обычно Юпитеры полные, но эта полнота не вялая и дряблая, а живая, налитая. Жирок у Юпитера «откладывается» в основном на животе. В восточном танце это плюс, но если Юпитер распустится, это может смотреться непропорционально: нужно всю жизнь держать себя в форме. Юпитеры обожают быть на сцене, в центре внимания, и это им идет — у них крупные формы, черты лица, яркая внешность, самые блестящие в мире костюмы. По­мешать в карьере может любовь к быстрым успехам. Они бурно начинают проекты и постановки, но трудиться не любят, и бросают дело, как только кончится вдохновение. Может быть, поэтому им так хорошо даются импровизации. Но если нужно добиться от Юпитера готовой, не «сырой» постановки, программы, напоминайте ей постоянно, что нуж­но работать и дразните блестящими перспективами известности. Юпитерам вообще идут восточные танцы. Им особенно нравятся народные: с яркими костюмами, большими гроздьями украшений и массой веселья. Они также могут быть ведущими вечеринок и дискотек.
Известные Юпитеры: Татьяна Розенталь, Ирина Буянова, Ранда Камаль, Фифи Абду, Тахия Кариока, Ракия Хасан

Солнце
Ключевое слово: Дар.
Солнце — очень редкий тип. Ваши шансы встретить его выше, чем у многих, только потому, что вы вращаетесь в артистических кругах. Представителей «чистого» типа Солнца не бывает, Солнце проявляется только в сочетаниях с другими планетами (Меркурий-Солнце, Юпитер-Солнце итд). У них выразительные глаза и тонкие кости... Впрочем, это ни о чем не говорит.
Их главное свойство — они светятся. Они не обязательно красивы, но их очарование неописуемо, Вы, вероятно, знаете, о чем речь, если видели в фильмах Одри Хэпберн и Одри Тоту. В «Солнцах» всю жизнь остается что-то детское и даже беспомощное; они могут быть жестоки или эгоистичны, но по наивности, как дети.
Известные Солнца: Мария Шашкова.

Промежуточные типы
Венера-Меркурий (Марина Оганян)
Чувственность Венеры, немного облегченная и «подогретая» подвижностью Меркурия — очень подходящий тип для восточного танца.

Меркурий-Сатурн ( Марьяна Смирнова)
Неуемный Меркурий уравновешен трезвостью Сатурна — такой человек может и плясать, и научные работы писать.

Сатурн-Марс (Дина)
Высокая и сильная, смелая и агрессивная, умная и независимая — она танцует, как хочет, и попробуйте ей сказать что-нибудь поперек!

Марс-Юпитер (Мария Кузнецова)
В этом типе яркость Юпитера поддержана трудолюбием Марса. Мария муштрует учениц, но при этом они очарованы ею.

Юпитер-Луна (Полина Кудрявцева)
Полина пока находится в поисках своего стиля. Как вы думаете, что ей должно подойти в танце, музыке и костюме в соответствии с ее типом тела?

Луна-Венера (Милена)
Будьте смелее, скромные и женственные луны-венеры! Восточные танцы — это ваше!

Подробное описание этой классификации вы можете найти в книгах:
Джоэл Фридландер «Типы тела»
Сьюзан Заннос «Типы тела: сущность и энеаграмма». "

2

Танец - это не только движение тела в чистом виде, но и эмоциональный посыл танцовщицы зрителям, передача состояния и мыслей танцовщицы в окружающий мир, проживание в танце ежесекундно. Как же можно научить этому другого человека, пришедшего к вам заниматься?

Ответ - никак, если пришедший не приложит ни малейшего усилия к самообучению. Задача преподавателя - дать ключи к пониманию происходящего в танце, показать существующие возможности Bellydance и способы их реализации, при необходимости - поправить, и, конечно, дать творчески развиться. Поэтому бесполезно сожалеть о тех, для кого занятие восточным танцем стало лишь одноразовым развлечением, лучше сосредоточимся на способах передачи информации тем, кто этого действительно желает.
Как же достичь взаимопонимания? Нужно научиться формировать объяснения. Для этого нужно знать КАК и ЧТО говорить.
Хорошему преподавателю необходимо научиться внятно говорить, чтобы ученицы могли хорошо его (или её) понимать.
Не забывайте произносить слова с выражением - иначе вы рискуете скоро вогнать занимающихся в сонное состояние. smile
Не забывайте про мимику и жестикуляцию. Неуверенные позы, извиняющийся тон, спрятанные за спиной руки вам не подойдут. Вы должны быть лидером группы - неважно, авторитарным, с оттенком демократии smile или скрытым - но быть. Постарайтесь не выпадать из этой роли в течение занятия - ведите себя естественно и непринужденно. Вы - хозяйка и источник таинств женского танца Востока. И кто сказал, что преподавание беллиданса не есть танец в глазах ваших зрителей?
Главное - не увлекаться чрезмерно собственной персоной - вы же, наверное, обучать пришли, а не просто танец демонстрировать. Впрочем, некоторые известные танцовщицы (и танцовщики) так и поступают, и это им прощают за славу.
Определитесь с терминологией - это может быть что-то личное, однако легче (и понятнее для вновь пришедших) будет использование общепринятых в российской беллидансе выражений и обозначений - волна, круги, удары, оттяжки, тряски и др., и в будущем придерживайтесь её. Пусть у вас будет запас интересных наименований движений, где-то подхваченных - это поможет вам с одной стороны развлечь занимающихся, а с другой - понять то, о чем говорят в других школах. Например, малый круг тазом именуется кое-где "тарелочкой", а большой - "бочкой", сагиттальная волна корпусом сверху-вниз - "верблюдом", а фронтальная - "змеёй".
То, какую технику вы даете - ваше личное дело, однако не стоит забывать о нормах безопасности и физиологической совместимости предлагаемых вами движений танца с возможностями ваших учениц - их травмы не нужны ни вам, ни им. Включайте в объяснение предупреждения о сложности или травмоопасности исполняемых движений. Обязательно поинтересуйтесь о противопоказаниях. Особенно актуально при занятиях с беременными, пожилыми, повышенном или пониженном давлении и т.п.

…кто на свете всех милее?…

Прежде всего, взгляните в зеркало и подумайте – вы хотели бы, чтобы Ваш преподаватель по танцу живота выглядел так? Если да – замечательно, можете смело пропустить эту часть. Если же засомневались…

Подумаем об одежде. Рекомендую запастись ярким и достаточно однородным по цвету костюмом, в котором, как и в повседневной жизни, будет не более трех основных цветов, гармонирующих друг с другом. Очень выручают в таком случае ткани с переходом цвета – легче подобрать подходящий комплект.

Не забывайте, что ученицы должны видеть, как работает Ваше тело, поэтому одежда должна быть или достаточно обтягивающей, либо в меру прозрачной. В последнее время стали модны брюки-стрейч с клешеным низом, позволяющие увидеть работу коленей преподавателя. То же самое касается верха. Старайтесь, чтобы рукава от топа или лифа не мешали занимающимся видеть положение корпуса или рук.

Обувь не менее важна, чем все остальное. Она также должна гармонировать со всеми остальными деталями вашего антуража, быть удобной и мягкой. Здесь лучше всего подойдут классические чешки-балетки или танцевальные туфли на маленьком каблуке. Помните, преподаватель для большинства новичков – однозначный пример для подражания не только в манере танца, но и в одежде для занятий.

Позаботьтесь о хорошем легком макияже, прическе, которая не рассыплется при первом же повороте, и будет Вам идти, даже если Вы взмокнете от нагрузки. Не забудьте померить свой костюм до выхода на старт, – так вы быстрее адаптируетесь к роли преподавателя и сможете поправить то, что неудобно. И, наконец, лучше всего устроить себе и своему антуражу генеральную проверку на прочность и удобство на любом ближайшем занятии в качестве ученицы. Так Вы сможете оценить свои старания, послушаете похвалы обновкам и почувствуете себя увереннее, что немаловажно!

Вы настроились на лучшее, и готовы к выходу в свет. Подумайте, а что вам понадобиться для занятия кроме учениц и Вас самой.

ЗАЛ. Не поленитесь навестить место, где Вы будете вести занятие, и досконально выяснить следующие вопросы: у кого взять ключи, где включить свет, как управлять кондиционерами (если они есть), как включить и работать с магнитофоном или музыкальным центром, где лежат коврики (если они Вам нужны), где раздевалка и т.п. Хорошо, если Вы это уже всё знаете. Тогда не забудьте записать себе место и время занятий, – жизнь полна неожиданностей, и можно что-нибудь подзабыть. Случаются и опоздания. Лучше всего в этом случае позвонить администратору или ученице, которая точно будет на занятии, и предупредить об этом. Так вы избежите дюжей доли недовольства занимающихся – оно вам на занятии абсолютно ни к чему, особенно на первом!

МУЗЫКА. Подбирая себе музыку для занятия, разделите её на несколько частей: медленную для пластических элементов и растяжки, активную с простым ритмическим рисунком для отработки элементов в среднем темпе, зажигательную для отработки трясок. Советую Вам составить себе примерный список треков и дисков согласно этому разделению, чтобы в пылу занятия не тратить лишнее время на поиски. Хорошо, если это будет Ваша любимая музыка, – так Вы сможете расслабиться и чувствовать себя увереннее.

МАТЕРИАЛ. Составьте себе примерный план занятия. Допустим, он будет выглядеть так: разминка 10 минут, объяснение и отработка пластики 15 минут, объяснение и отработка ударов 15 минут, объяснение и отработка связки 10 минут, растяжка и заминка 10 минут. Подумайте о том, что конкретно Вы хотите объяснить, и как вы это будете делать. Если есть возможность, посоветуйтесь с теми, кто уже ведёт и поднаторел в объяснениях. Узнайте, какие танцы изучают в этой группе, и постарайтесь выучить их назубок, на случай если Вас попросят разобрать танец. Не забудьте про музыку. Вспомните себя в положении начинающего и подумайте, какие вопросы Вы могли бы задать преподавателю. Что бы Вы ответили на них сейчас?

ОФИЦИОЗ. Если Вы планируете заниматься преподаванием и дальше, позаботьтесь об официальном оформлении своего занятия.
Вас взяли на работу в клуб? Об этом должна быть отметка в трудовой книжке, подписанный директором клуба приказ о назначении, составлен трудовой договор, и правильно оформлена санитарная книжка.
Решили организовать свою студию? Тогда Вам лучше обратиться на один из бухгалтерских сайтов или сходить на консультацию к юристу и детально выяснить, каким образом нужно оформить своё начинание. Не стоит полагаться на советы неспециалистов – к сожалению, бухучет в нашей стране очень запутанное и неоднозначное дело, и чтоб не ошибиться в элементарном, следует знать все подробности процесса.

Итак, свершилось… Вы на группе. Хочу дать ещё несколько советов относительно поведения и предостеречь от наиболее распространенных ошибок начинающих преподавателей.

Десять НЕ:

- НЕ забывайте, что Вы – преподаватель, и, следовательно, должны вести себя с достоинством, а не «я тут постою немного рядом, ладно?».

- НЕ застревайте надолго в объяснениях одного элемента – Вы потеряете внимание зала. Некоторые движения Ваши подопечные понимают только головой, и пока что не могут выполнить телом.

- НЕ повышайте голос, даже если несколько девушек начинают переговариваться или откровенно вести себя вызывающе. Лучше сделать многозначительную паузу, или хлопнуть пару раз в ладоши и строго на них посмотреть – поставьте хулиганок на место.

- НЕ передразнивайте неправильно выполняемые движения занимающейся кривлянием, даже если очень смешно или очень хочется заставить сделать правильно. Лучше немного подшутить над позой, чем персонализировать исполнителя.

- НЕ перекрикивайте музыку – Вас не услышат и Вы понапрасну будете напрягать голосовые связки. Просто подойдите к магнитофону и сделайте потише, или нажмите на паузу.

- НЕ торопитесь. Нигде и никогда. Задали трудный вопрос? Попросите время подумать, если не можете ответить сразу. Отрабатываете элемент? Не жалейте времени на отработку – для начинающих это то, что нужно.

- НЕ замыкайтесь в себе. Общайтесь с ученицами, шутите с ними – это даст необходимую эмоциональную разгрузку и поможет ученицам переключиться.

- НЕ давайте сразу большую нагрузку после длительной и спокойной паузы. Будьте последовательны, увеличивайте её постепенно.

- НЕ стоит давать на начинающей группе партер, сложные связки и долгую отработку одного вида тряски. Вспомните себя в этот период, и Вы поймете почему.

- НЕ забывайте следить за исполнением движений ученицами и морально их поддерживать. Похвалите девушек, если они сделали что-то правильно. Предупреждайте об опасности травмирования при выполнении элементов, требующих растяжки или натренированности, спрашивайте иногда, всё ли им понятно. Они это оценят.

информация взята с сайта Тианы.
полезно почитать еще одну статью с ее сайта BELLYDANCE"По-полочкам"

3

Танец - это не только движение тела в чистом виде, но и эмоциональный посыл танцовщицы зрителям, передача состояния и мыслей танцовщицы в окружающий мир, проживание в танце ежесекундно. Как же можно научить этому другого человека, пришедшего к вам заниматься?

Ответ - никак, если пришедший не приложит ни малейшего усилия к самообучению. Задача преподавателя - дать ключи к пониманию происходящего в танце, показать существующие возможности Bellydance и способы их реализации, при необходимости - поправить, и, конечно, дать творчески развиться. Поэтому бесполезно сожалеть о тех, для кого занятие восточным танцем стало лишь одноразовым развлечением, лучше сосредоточимся на способах передачи информации тем, кто этого действительно желает.

У человека пять известных органов чувств - обоняние, осязание, вкус, зрение и слух. При обучении восточному танцу вы вряд ли сможете использовать вкус и обоняние, однако остальные три к нашим услугам (не считая, конечно, эмпатию, интуицию и прочие "шестые" чувства). Глаза воспринимают вид танцовщицы и, основываясь на полученой информации, мозг даёт команду мышцам к движению. Осязание помогает отреагировать на внешнее воздействие. Слух...

Слова достигают ушей, чтобы мозг смог по-своему интерпретировать содержащийся в них смысл. Ключевое слово здесь - по-своему.

Как же достичь взаимопонимания? Нужно научиться формировать объяснения. Для этого нужно знать КАК и ЧТО говорить.

Качество речи

Хорошему преподавателю необходимо научиться внятно говорить, чтобы ученицы могли хорошо его (или её) понимать. Для этого как нельзя лучше подходят курсы по улучшению дикции и произношения, например такие - в качестве самостоятельного обучения. Обратите внимание на слова "полетность звука" и постарайтесь говорить так, как будто вы певица оперного театра и у вас нет микрофона - вы почувствуете абсолютно другую работу голосовых связок и лёгких.

Другой распространенный способ - взять журнал (газету, книгу) и четко и внятно прочитать вслух хотя бы пару страниц текста. Уверяю вас, это работёнка не из легких, губы и язык начинают заплетаться где-то на полпути. Однако это отличная тренировка, и, главное, доступная. Обратите внимание на позу, в которой вы это будете делать - лучше всего стоять, можно потренироваться в движении. Если вы сидите - держите корпус прямо, как диктор телевидения, позвольте воздуху свободно циркулировать - это поможет ровно и спокойно дышать, что улучшает качество произносимых слов и помогает сэкономить силы.

Ах, я вся такая восточная...

Не забывайте произносить слова с выражением - иначе вы рискуете скоро вогнать занимающихся в сонное состояние. :) Но если серьезно, то лучше используйте весь имеющийся репертуар голосовых связок и речевого аппарата - пропевайте слова, улюлюкайте (я имею в виду загарит, кто не знает - своеобразное выражение задора и веселья у арабских народов), "громко" шепчите - всё это привнесет немалое разнообразие в привычное течение урока и разбудит утомленный бесчисленными повторами движений мозг. Главное - не перестараться и не переусердствовать, иначе вы будете смотреться неестественно и смешно. Впрочем, это дело вкуса. Другая сторона - слушатели могут запомнить не информацию, что содержалась в словах, а как вы её представили. Посему - нужно быть внимательней с игрой.

Не забывайте про мимику и жестикуляцию. Неуверенные позы, извиняющийся тон, спрятанные за спиной руки вам не подойдут. Вы должны быть лидером группы - неважно, авторитарным, с оттенком демократии :) или скрытым - но быть. Постарайтесь не выпадать из этой роли в течение занятия - ведите себя естественно и непринужденно. Вы - хозяйка и источник таинств женского танца Востока. И кто сказал, что преподавание беллиданса не есть танец в глазах ваших зрителей?
Главное - не увлекаться чрезмерно собственной персоной - вы же, наверное, обучать пришли, а не просто танец демонстрировать. Впрочем, некоторые известные танцовщицы (и танцовщики) так и поступают, и это им прощают за славу.

Мои мысли - мои скакуны...

Достаточное количество людей не могут понятно выражаться, т.к. слишком торопятся в высказываниях, ибо слова произносятся гораздо медленнее основного потока мыслей в голове. В результате речь получается сбивчивой и не всегда логичной.
Отрегулировать это можно лишь одним способом - немного "притормозить" фонтан мыслетворчества, и, выделив наиболее важные отправные точки, отпустить в реальный мир ласточками слов. И ещё - никогда не торопиться с объяснениями, если, конечно, терпение позволяет. :).

Похожую картину можно наблюдать также в результате сумбурной, нечетко понимаемой самим преподавателем картине излагаемого предмета. Сложить все движения восточного танца в стройную систему поможет статья Bellydance по-полочкам. То же самое можно сделать и с другими аспектами восточного танца - тут важна идея, и со временем все знания встанут на своё место.

Ой, как это? (техника Belly Dance)

Ура! Приступаем к подготовке материала объяснения! Напомню основные моменты построения описания движений - три измерения (плоскости) движения, суставы и мышцы, которые их делают, основные правила исполнения (осанка, положение ног, спины и т.п.) и качественный состав фигур и элементов танцы (позы, шаги, и т.п.). Подробнее об этом в статье Bellydance по-полочкам.

Определитесь с терминологией - это может быть что-то личное, однако легче (и понятнее для вновь пришедших) будет использование общепринятых в российской беллидансе выражений и обозначений - волна, круги, удары, оттяжки, тряски и др., и в будущем придерживайтесь её. Пусть у вас будет запас интересных наименований движений, где-то подхваченных - это поможет вам с одной стороны развлечь занимающихся, а с другой - понять то, о чем говорят в других школах. Например, малый круг тазом именуется кое-где "тарелочкой", а большой - "бочкой", сагиттальная волна корпусом сверху-вниз - "верблюдом", а фронтальная - "змеёй".

Очень важно определиться с используемыми вариантами техники в каждом конкретном движении. Допустим, при ударе бедром вертикально вверх (подбив) можно работать как минимум двумя способами - задействовать преимущественно мышцы корпуса, или поднять тазобедренный сустав при помощи разгибателей колена и стопы. То, какую технику вы даете - ваше личное дело, однако не стоит забывать о нормах безопасности и физиологической совместимости предлагаемых вами движений танца с возможностями ваших учениц - их травмы не нужны ни вам, ни им. Включайте в объяснение предупреждения о сложности или травмоопасности исполняемых движений. Обязательно поинтересуйтесь о противопоказаниях. Особенно актуально при занятиях с беременными, пожилыми, повышенном или пониженном давлении и т.п.

Если даете связку - составьте на бумаге список тех движений, что в неё входят, отметьте сложные для понимания переходы из одной фигуры в другую. Подумайте, в каком порядке вы будете объяснять эти движения на уроке - одно за другим, сразу ставя их в нужную последовательность, или сначала отработаете по-отдельности, а в конце сложите в восхитительную композицию. Запланируйте время на отработку движения и исправление допускаемых ошибок - чаще всего оно сопутствует процессу объяснения.

Количество ключевых моментов объясняемых движений зависит от уровня подготовки занимающихся у вас восточниц. Понятно, что начинающим лучше всего "разжевать" все подробно, а продвинутым - лишь то, что им неясно. Чрезмерное количество слов утомляет слушателей, информация не усваивается, поэтому будьте кратки, но точны.

Может случиться так, что ученицы не смогут сразу исполнить избранное движение - нет навыка, не хватает силы. Есть несколько вариантов решения этой проблемы - например, разложить движение по точкам. Допустим, горизонтальный круг грудью очень легко разложить на 4 крайние положения грудной клетки - прогнуться вперед 1, прогнуться назад 2, оттянуть максимально вправо 3, то же влево 4. Соединяем точки по кругу: 1, 3, 2, 4 - получаем движение. Второй способ - укрупнить это движение до того уровня, с которым справится большинство занимающихся. В примере с кругом грудью можно сначала сделать горизонтальный круг верхней частью корпуса (таз неподвижен), потом сокращать радиус круговой траектории головы до полной остановки - а грудь продолжает двигаться. Третий способ - разложить движение на составляющие, - в примере разделить круг грудью на два полукруга, а потом соединить их. Четвертый - упростить траекторию до прямых линий и углов - в примере представить круг грудью квадратом, и следовать ему, округляя углы (т.е. подать грудь влево-вперед-вправо-назад и далее без остановок). В принципе, в основу любых подходов к объяснению движения используется принцип роботоподобия, т.е. упрощения.

Словечко за словечком

Как гласит бессмертная фраза, преследующая нас со школьной скамьи, повторение - мать учения, и иногда неплохо ей последовать. Вопрос только - какими словами?

Помните такое выражение "физики и лирики"? Насколько же мудр был тот человек, что описал столь сложное явление в двух словах. Воспользуемся его подсказкой.

Описать движение "физикам" довольно легко - нужно только следовать общей схеме объяснения (встаньте прямо, поставьте мысок ноги под 45 градусов, и т.п.) - её мы отработали, когда занимались отбором материала.

Однако может произойти заминка в восприятии другим человеком смысла произносимых вами слов. Не секрет, что двое могут под одним и тем же наименованием подразумевать совершенно разные вещи - что же говорить о движениях!

Обратимся за подмогой к словарям синонимов, например, к этому. Другой вариант - просмотреть форумы по танцу живота в разделах "техника танца" и записать себе много-много объяснений, не забыв проверить их на профпригодность. В конце-концов можно спросить у восточниц, каким словом бы они описали это движение. В любом случае соблюдайте корректность и отслеживайте художественное содержание используемых слов, меньше уменьшительно-ласкательных и жаргонных словечек - это сильные рычаги эмоционального общения, ими не стоит пользоваться слишком часто.

Ситуация с "лириками" несколько сложнее. Здесь необходимо оперировать образами, иначе - визуализациями. Придется попотеть и включиться в игру "угадай, что", т.к. этот метод построен на ассоциациях. Методы поиска визуализаций те же, что и при выборе оптимальных словосочетаний для "физиков". Оглядитесь вокруг. Посмотрите форумы. Обратитесь к словарям. Или к людям с художественным образованием - поэтам, художникам, писателям. Слушайте - и найдете.
Не забывайте, что лучше применять образы совместимые с ощущением танца. И ассоциации, связанные с этими образами, всегда индивидуальны.

От теории к практике

Итак, мы знаем об объяснениях всё, что нам нужно. Пора претворить это в практику.

Покажи не на словах, а на деле, говорят нам. Попробуйте потренироваться на своих знакомых или домашних. Оторвите маму (папу, мужа, подругу...) от важнейших, наверное, в их жизни дел, и попробуйте объяснить только словами (не вдохновляя личным примером) что-нибудь из заготовок. Попросите помощников сделать это с закрытыми глазами - вы получите огромное удовольствие и бесценный опыт понимания - насколько вы, близкие люди, такие разные. И, возможно, найдете новые пути к ушам (и сердцам) своих учениц..

4

Какие элементы давать начинающим в первую очередь, с чего начинать обучение?  Поделитесь, пожалуйста,  опытом.

5

когда-то я нашла статью в инете, где расписано по неделям что давать.
Наверно,это можно взять за основу, и самим по ходу выработать свою систему, план.

НЕДЕЛЯ 1

Начало.

Во время разминки, объясните структуру уроков, правила занятий и обнародуйте другую важную для Вас информацию.

Осанка.

Покажите ученикам правильное положение корпуса для танца, проверьте, правильно ли повторили.

Руки.

Начните с базовой волны руками, затем перейдите к «орлиным» взмахам руками, и только потом – к змейке руками сначала по одной руке (змейка 1), потом к змейке в сторону (змейка 2). Затем добавьте змейку к подъемам и опусканию рук.

Корпус.

Начните с простых ударов плечами и затем соедините их с небольшой тряской плечами, и потихоньку увеличивайте темп, следите за тем, успевают ли ученики за Вашим темпом. Далее, покажите слайд грудной клетки из стороны в сторону, вперед – назад, вверх – вниз. После того, как группа усвоит все слайды, соедините необходимые движения в круг грудной клеткой – вертикальный и горизонтальный - (пока в точечной версии). Соедините все точки в плавный круг.

Бедра.

Лучше начинать со слайдов бедрами, а замет освоить ключи, как вверх, так и вниз.

Другие.

Освойте базовую египетскую проходку.

НЕДЕЛЯ 2.

Быстренько повторите змейку руками в сторону. Если увидите, что группа освоила ее, переходите к другим вариациям змеек.

Корпус.

Быстро повторите тряску плечами, учитесь увеличивать темп. Далее, повторите подъемы, опускания и слайды грудной клеткой, точечную версию круга – вертикального и горизонтального - грудной клеткой. Особенно остановитесь на вертикальном круге грудной клеткой .

Бедра.

Особенно остановитесь на ударах тазом.

Другие.

Начинаем учить волны. Повторите вертикальный круг грудной клеткой и удары тазов, а потом соедините эти движения в точечную версию волны, следующий этап Вашей работы – соединение движений плавно. Кратко объясните азы ходьбы с волнами, покажите, как это делается. Попробуйте соединить с основной египетской проходкой.

НЕДЕЛЯ 3.

Руки.

Повторяем змейку и вариации . Начинаем разучивать « Водопад » и другие движения .

Корпус .

Повторяем тряску плечами и круги – вертикальный и горизонтальный - грудной клеткой. Начинаем разучивать подъемы и броски плеч.

Бедра.

Повторяем ключи вверх и вниз с вариациями (вперед, в сторону, назад). Разучиваем качалку на ?, сначала медленно, потом увеличивая темп. Повторяем удары тазом.

Другие.

Повторяем волны и ходьбу с волной.

Начинаем работу с предметами, например, с цимбалами.

НЕДЕЛЯ 4.

Руки.

Повторяем все изученные движения. Учим положения рук для обрамления лица.

Голова.

Разучиваем слайды головой. Соединяем их с разученными положениями рук.

Корпус.

Повторяем тряску плечами и круги грудной клеткой.

Бедра.

Повторяем ключи, слайды. Учим горизонтальную восьмерку (оба направления), учим обратную вертикальную восьмерку. Учим штопор и тунисский штопор.

Другие.

Пытаемся ходить с тунисским штопором.

Продолжаем работу с предметами.

НЕДЕЛЯ 5.

Корпус.

Повторяем тряску плечами. Учимся изменять уровни и направления.

Бедра.

Повторяем качалку на 4/4 и горизонтальные восьмерки. Учим вертикальную восьмерку.

Другие.

Учим ходьбу с горизонтальной восьмеркой (все направления).

Работаем с предметами.

НЕДЕЛЯ 6.

Руки.

Учим ходьбу со змейкой руками (проходка «шаг – полупалец – смена» и др.).

Корпус.

Повторяем тряску плечами и круги грудной клеткой.

Бедра.

Повторяем качалку на 4/4, удары тазом, все восьмерки и слайды. Разучиваем бочку и тарелочку.

Другие.

Практикуемся в выполнении волн, ходьбы с волнами, тунисской походки.

Работаем с предметами.

НЕДЕЛЯ 7.

Бедра.

Урок посвящен тряскам . Повторяем качалку на 4/4, разучиваем качалку на ?. Учим качалку – фламенко, бисер. Используем руки для подчеркивания движений.

Другие.

Учимся ходить с трясками и качалками. Используем руки для подчеркивания движений.

НЕДЕЛЯ 8.

Бедра.

Повторяем восьмерки, пытаемся увеличить амплитуду движений.

Другие.

Работаем с предметами.

НЕДЕЛЯ 9.

Занятие посвящено работе с предметами: платок, канделябр, сабля и др., работе на полу или отдельным стилям танца (халиджи, дабка и др.)

НЕДЕЛЯ 10.

Бедра.

Повторяем качалку (тряску) на 3/4, разучиваем: ковш животом, вращения тазом и др.

Используем руки для подчеркивания движений.

Другие.

Повторяем все, что уже выучили. Учим: проходку «Царица Савская», волны кистью и все, что еще осталось.

6

Азала-Ханан написал(а):

Учим: проходку «Царица Савская»

Можно подробней, что это за проходка, я первый раз слышу такое название проходки.

7

Я даже не знаю, что такое "слайд" бедрами...Про "Царицу Савскую" вообще молчу... :blush:  :unsure:

8

Regina
слайд - это сдвиг из стороны в сторону параллельно полу.
Фатиния
Чесно, не знаю, это же из сайта брала, может там было написано про эту проходку, теперь уж не найду. Мне кажется, что преподаватель придумал какую-то проходку и назвал ее «Царица Савская», чтоб люди понимали о чем идет речь :unsure:

9

Азала-Ханан, спасибо! Я никогда такого названия не слышала... :blush:

10

да, к сожалению, в каждой школе свое названия движений, иногда не понятно о чем речь. Спасибо за план, мне кажется это похоже на  ускоренное обучение для особо одаренных учениц, на третей неделе уже работа с цимбалами это наверно слишком рано, и всего неделя ....  цитирую:
.....НЕДЕЛЯ 9.
Занятие посвящено работе с предметами: платок, канделябр, сабля и др., работе на полу или отдельным стилям танца (халиджи, дабка и др.)...........
Я фольклору уделяю особое внимание и на это даже года мало. Но все равно спасибо если подкорректировать  сроки, то за основу  взять можно. А может еще кто-то поделится собственным опытом?

11

Да, на самом деле надо бы писать не недели, а месяцы :writing:

12

Выдержка из книги «Живи танцуя»
Преподавать ТАНЕЦ нельзя, это противоестественно. Танец – это, то что у тебя внутри. Оно или есть или его нет. Если человек способен любить – этого достаточно, остальное придёт само. Техника – это то, что прилагается, но ее нужно прилагать к чему-то. А если душа слабая, простая как арифметическая задачка, или, что ещё хуже, душа заперта в темницу различных предрассудков, какой танец она может создать?

Любого человека можно научит двигаться под музыку, можно зазубрить некие движения и траекторию перемещения по сцене, но это не танец! Если танцовщица старательно выполняет запланированные «па», работает только телом – зритель увидит нечто пустое внутри, лишённое - какого-либо чувства, внутренней силы – очень похожее на движение марионетки, которую кто-то дергает за ниточки.

Истинный танец заставит не чувствовать собственного тела, не контролировать своих движений и даже не понимать, что именно делаешь. Душа танцующего – чистая и всегда совсем юная – вырывается на свободу. И каждый шаг, каждое движение открывают ее чему-то высшему, чему-то у чего нет названия, просто начинаешь жить вдруг, внезапно, по-настоящему. Прислушиваясь к музыке и повинуясь своему внутреннему ритму, каждый из танцующих находит свою гармонию. Это один из возможных и очень приятных способов стать самим собой. Танец – это мера и такт переполняющего тебя сдерживаемого и льющегося через край чувства.

Если при освоении восточных (или любых других) танцев тратится много времени на освоение техник и формирования тела, то для работы с внутренним миром необходимо приложить усилий не меньше


Вы здесь » Bellydance » учим, учимся, танцуем » для преподавателей