Bellydance

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Bellydance » Стили » Гавейзи


Гавейзи

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Гавейзи (ghawazi) – это цыганское проявление египетского народного танца. Гавейзи – цыганское племя, обосновавшееся в Южном Египте, первое значимое упоминание о котором датировано 18-м веком. Существует мнение, что уверенность египтян в том, что традиции танца живота коренятся в культуре Древнего Египта, а он сам происходит от фараонов, подлежит сомнению. Согласно одной из современных версий, танец живота происходит от ритуальных танцев Индии. Благодаря активности цыган, населявших земли Индии в то время, он и был распространен по миру приблизительно в X столетии. Во время своих путешествий кочевые цыгане гавейзи впитывали местные традиции, включая в свою культуру и стили танца. Интересно, но в то время, когда они уже обосновались в Египте, танец ghawazee был популярен на территории Турции, Северной Африки, Персии и других стран Среднего Востока. Гавейзи – это профессиональный женский танец Верхнего Египта со своим собственным четко различимым стилем, передаваемым от матери к дочери из поколения в поколение. Исторически сложилось так, что основной доход табора складывался из средств, полученных от выступлений цыган на ярмарках, свадьбах и частных вечеринках. Если мужчины были ответственны за музыкальное сопровождение, то женщины должны были очаровывать пристрастную публику искусством танца, несколько отличным от других проявлений восточного танца. Музыка, танец и культурные атрибуты гавейзи стали альтернативой культурному наследию народа Саиди, исторически населяющего эту область Египта. Хотя ассортимент движений более ограничен и однообразен, чем в ракс шарки, но танцовщицы гавейзи могут продолжать свои очаровательные тряски и обольщение часами.
Культура гавейзи - неистощимый источник египетского восточного танца, тесно связанный с бытом и устоями сельской местности. Более полутора веков термином «гавейзи» называют профессиональных танцовщиц окрестностей Египта, выступающих в традиционном стиле, не разбавленном чуждыми балетными па и движениями, заимствованными из латиноамериканских и современных танцев. Гавейзи Верхнего Египта поддерживают четко различимый региональный и этнический стиль танца, на который ни в коей мере не повлияли стили Каира и Александрии. Региональный стиль диктуется требованиями традиционного музыкального аккомпанемента, который обеспечивается барабанами и мизмарами (этническими духовыми инструментами). Для танцовщиц гавейзи характерно использование сагатов, игра на которых возведена в ранг неотъемлемого от танца искусства.
В среде танцевальной культуры «гавейзи» ощутимы некоторые разночтения, касающиеся стилистических отличий. Различия в стиле танца существуют с точки зрения различных этнических истоков большинства Гавейзи Верхнего Египта, которые на протяжении почти двух веков пребывания в Египте, арабоговорящей стране, сохранили не только свой родной язык, но и основы своих родных танцевальных стилей.
Верхнее платье в костюмах танцовщиц гавейзи обычно надевается поверх пышных шароваров и блузы, на бедрах повязывается объемный платок с бахромой. Зачастую красочной деталью костюма становится шляпка, с большим количеством вплетенных маленьких ленточек и бусинок.

2

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
ЛЭЙН, ЭДВАРД УИЛЬЯМ

НРАВЫ И ОБЫЧАИ СОВРЕМЕННЫХ ЕГИПТЯН (1825-1849)

Египет издавна славился своими уличными танцовщицами, среди которых наиболее известные принадлежат к особому племени — гавази 1. Женщину из этого племени называют газийа, а мужчину — гази, но форма множественного числа — гавази — по традиции подразумевает именно женщин. Я уже писал, что некоторые путешественники ошибаются, принимая певиц-альма за простых танцовщиц, это неверно. Гавази танцуют, не закрывая лица, на улицах для развлечения любого зрителя, вплоть до самого низкого сброда. В их движениях нет изящества. В самом начале танца они еще соблюдают какие-то нормы приличия, но, чем дальше, тем сильнее возбуждают их взгляды зрителей, убыстряется стук медных кастаньет, нарастает возбуждение, движения становятся энергичнее —словом, их танец в точности отвечает описанию пляшущих женщин из Гадеса у Марциала 2 и Ювенала 3. На улице гавази танцуют в одежде, какую обычно носят женщины среднего сословия у себя дома в гареме, т.е. в йяляке или антари и шинтиян — все из красивых тканей. Они надевают всевозможные украшения, подводят глаза кухлем, а ладони, кончики пальцев на руках и ногах и другие места подкрашивают хной, подобно египтянкам из высшего и среднего сословий. Танцовщиц обычно сопровождают музыканты из того же племени с камангой (или с рабабом) и таром либо с дарабуккой и зуммарой (или с замром). В тар бьет чаще всего какая-нибудь старуха (рис. 86).

Когда в гареме отмечается торжественное событие, например свадьба или рождение ребенка, гавази исполняют свои танцы во дворе или перед дверями дома. В гаремы добропорядочных жителей им доступ закрыт, зато их часто приглашают в дом какого-нибудь повесы для развлечения мужской компании. На таких пирушках танцы носят еще более сладострастный характер, нежели описанные мной выше. Некоторые гавази, танцуя перед мужчинами, надевают на себя только шинтиян и туб из полупрозрачной кисеи с глубоким вырезом чуть ли не до половины груди. Чтобы уничтожить в этих женщинах последние следы скромности и застенчивости, их грубо спаивают бренди и другими алкогольными напитками. Что творится потом на таких вечеринках, не поддается описанию.

Не стоит и говорить, что эти женщины — самые отверженные из куртизанок Египта. Есть среди них исключительные красавицы, а многие богато одеты. На мой взгляд, гавази — самые красивые женщины в Египте. У большинства из них носы с горбинкой, но в остальном они не отличаются от общего типа египтянок. Танцами гавази наслаждаются в равной мере и мужчины, и женщины, и дети, осуждают их только высокопоставленные и очень религиозные египтяне. [300]

Отличаясь незначительно от остального населения Египта, гавази все же вправе считать себя особой расой. Происхождение их не ясно. Сами они называют себя Барамика 4 или Бармаки и похваляются тем, что ведут свой род от этой знаменитой семьи, члены которой одно время были приближенными, а затем жертвами своевластного Харун ар-Рашида — об этом рассказывается в нескольких сказках из «Тысячи и одной ночи». По остроумному замечанию одного моего друга, единственное, что роднит гавази с Барамика, — это вольность нравов, да и то превратно понятая. На древних гробницах Египта мы можем часто встретить изображения танцовщиц, под звуки музыки развлекающих избранное общество искусством, совсем как современные гавази. Танец на этих изображениях выглядит похотливее, чем у нынешних гавази: несколько обнаженных танцовщиц в присутствии мужчин и женщин высокого звания. Судя по именам царей, высеченным почти на всех древних пирамидах, мы можем с уверенностью утверждать, что профессиональные танцовщицы такого рода существовали здесь с незапамятных времен, еще до исхода евреев из Египта. Весьма вероятно, что традиция эта не прерывалась и, может быть, нынешние гавази — потомки танцовщиц, развлекавших древних фараонов. Сходство испанского фанданго с танцами гавази наводит на мысль, что фанданго могли завезти в Испанию арабские завоеватели, однако установлено, что гадитанки (жительницы города Гадеса, известного ныне как Кадис) славились исполнением фанданго еще во времена первых римских императоров. И все-таки древность сладострастной манеры танца не исключает восточного влияния: в Испании ее могли перенять хотя бы у финикийцев 5.

Гавази держатся обособленно и вступают в браки только с мужчинами из собственного племени. Случается, правда, что какая-нибудь из гавази приносит покаяние, и тогда она может выйти замуж за добропорядочного араба. Подобный брак не считается мезальянсом. Все гавази воспитаны для продажной профессии, но не все из них танцовщицы. Как правило, они выходят замуж, но не раньше, чем начнут свою карьеру куртизанок. [301] Главная роль в семье гавази отводится женщине, мужчина исполняет обязанности слуги, сводника, а если жена танцовщица — то и аккомпаниатора. Небольшое число мужчин этого племени занимается ремеслами, в основном кузнечным или лудильным делом. Женщины-гавази не гнушаются ублажать самого низкорожденного крестьянина, если он способен заплатить хоть ничтожную сумму.

Хотя гавази носят одежды и украшения как у зажиточных египтянок и многие из них довольно богаты, по обычаям они напоминают цыган, которым некоторые приписывают египетское происхождение. В свою очередь, интересен тот факт, что египетские цыгане часто претендуют на происхождение из того же рода, что и гавази, только от его боковой ветви. Утверждению этому не следует придавать большого значения, ибо даже у самих цыган нет на этот счет единого мнения. Но об этом и вообще о цыганах у нас будет возможность подробнее поговорить в следующей главе. Гавази говорят на том же языке, что и все население Египта, но иногда, опасаясь посторонних, пересыпают свою речь непонятными словами. По вероисповеданию они мусульмане и часто сопровождают в Мекку караваны паломников. Большое число гавази встречается во всех крупных городах, где они обычно занимают значительную часть квартала, отведенного публичным женщинам. Жильем им служат низкие хибарки, временные навесы или палатки, ибо они часто кочуют из города в город. Некоторые из них предпочитают оседлый образ жизни: такие гавази селятся в больших домах, заводят себе черных рабынь-проституток и наживаются за счет доходов от их ремесла. Они также держат верблюдов, ослов, коров и прочий скот на продажу. Гавази присутствуют на всех религиозных и других народных празднествах, куда обычно привлекают множество посетителей. В таких местах они раскидывают целый палаточный лагерь. Нередко гавази сопровождают танцы пением, выступая как простые авалим. Гавази низшего класса одеваются вроде дешевых проституток. У некоторых костюм состоит из кисейного туба, надетого поверх рубашки, шинтиян и тархи из муслина или крепа. Все они носят массу украшений: бусы, ручные и ножные браслеты, цепочки из золотых монет вокруг головы и часто кольцо в носу; гавази обязательно красятся хной и кухлем. Существуют также другие куртизанки и танцовщицы, называющие себя гавази, хотя и не принадлежат к этому племени


Вы здесь » Bellydance » Стили » Гавейзи