Bellydance

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Bellydance » разное » Мифы и реалии восточного танца


Мифы и реалии восточного танца

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Тысячи лет назад, когда человечество еще только училось ходить и говорить, уже был танец - первый язык, которым люди могли выразить свои чувства. Разнообразными движениями и жестами человек передавал свои впечатления, свое видение окружающего мира, вкладывая в них свое настроение, свое душевное состояние. Сам же танец во все времена был тесно связан с жизнью и бытом людей. Поэтому каждый танец отвечает характеру, духу того народа, в котором он зародился.
Восточный танец… Пряный, чарующий, соблазняющий… Порой ласковый, как дыхание пери среди цитрусов райского сада, порой жестокий, как дамасская сталь. В нем мед летних цветов и жало пчелы, его приносящей. Он уводит в мир мечтаний, в сердце которого - реальная жизнь, нередко бывающая чудеснее сказки… Восточный танец… Современный и легендарный. Полный возвышенной духовности и кипящий земными страстями. Вечный, юный… Следуйте непростыми его дорогами и откройте правду его мифов!
"Зудящее нытье тыквы продолжалось долго, то усиливаясь, то замирая; вдруг полог палатки раздвинулся - и выбежала плясунья.
Она выбежала и остановилась, как будто испуганная видом толпы, прижала острые юные локти к бокам, развела маленькие ладони. Ей было лет семнадцать, не больше; на ее нежно-золотистом лице не было ни сурьмы, ни румян, ни белил - она не нуждалась в этом. Разноцветные шелка - синий, желтый, красный, зеленый - окутывали ее гибкое тело, светясь и блестя в косых предвечерних лучах, сливая в одну радугу свои жаркие живые краски. Метнув на толпу из-под ресниц летучий взгляд косых и узких, влажных горячих глаз, плясунья сбросила туфли и без разбегу ловко вспрыгнула на барабан. Он сердито заворчал под ее маленькими ступнями; трубач поднял выше жерло своей тыквы и побагровел от натуги; тыква заныла гнусаво, со звоном и скрипом; плясунья , изобразив испуг на лице, начала беспокойно осматриваться: где-то рядом вилась оса, грозя ужалить. Эта злая оса нападала отовсюду - с боков, снизу, сверху; плясунья отбивалась порывистыми изгибами тела и взмахами рук ; <…> увертываясь от осы, падала на колени и вскакивала опять, искала эту злую осу в складках своей одежды... <…> И вдруг вся она затрепетала с головы до ног, выгнулась и запрокинула голову, тягучая судорога прошла по всему ее телу: оса все-таки ужалила ее!.. Провожаемая восхищенным и жадным ревом толпы, она убежала в палатку…"
Так описывает старинную восточную пляску Леонид Соловьев в книге "Повесть о Ходже Насреддине". Этот магический танец наблюдали наши предшественники на восточных базарах тысячу лет назад. Его отголоски встречались повсюду: в индии, на Ближнем Востоке, в Северной Африке, в Полинезии. Время идет, все меняется. Загадочный танец, обретя новые черты, пришел в наш бурный век. И пусть современники неточно называют его "бельданс" (или "беллиданс") - "прекрасный танец". Название это как нельзя лучше отражает его суть. Впервые увидевшие этот танец воспринимают его как чудо.
Уникальный по технике, чувственный и чарующий, восточный танец олицетворяет саму жизнь, сочетая в себе здоровье, удовольствие и красоту. Раз увидевшие танец стремятся овладеть им. И, конечно же, за много веков своего существования он не мог не впитать в себя множество разнообразных апокрифов и мифов. Но то, что выглядит красивым рассказом, еще не означает правды. То, что хочется считать правдой, еще не делает ее таковой.
В поисках ответов на вопросы зрителей, учеников и просто заинтересованных людей многие исполнительницы восточного танца или, как неправильно называют его на Западе "танца живота", сочиняют разные истории, чтобы объяснить, почему используются те или иные техники танца, костюмы или движения. Сначала они могут высказывать свое мнение так: "Я не знаю. Вероятно это было потому, что…" Но стечением времени бывшая ученица передает это уже своим студенткам как "факт", рассказанный ей ее учительницей, совершенно забывая о сослагательном наклонении. Давайте же вместе рассмотрим и попытаемся разоблачить некоторые широко распространенные мифы, а также раскроем реалии связанные с каждым из них.
Хотя в исторически обозримом периоде люди на Ближнем Востоке не танцевали с семью шалями и не носили поясов с кисточками от верблюжьей сбруи, современные танцовщицы, не колеблясь, делают это. Конечно, те танцовщицы, которым нравятся эти западные нововведения, не должны от них отказываться. Однако насущно необходимо знать правду о том, как все это укоренилось и рассказать о ней своим ученицам, друзьям, коллегам и зрителям, и, таким образом, представить людям истинную историю танца и, в то же время, научить их воспринимать новые веяния.

Итак, миф первый.

Утверждают, что танцовщицы живота обязательно носят украшения на пупке.

Правда состоит в том, что идея украшать пупок возникла в Голливуде в 30-х годах двадцатого века, где восточный танец использовали в таком виде, как Восток представлялся в фантазиях западных режиссеров и продюсеров. Настоящие танцовщицы на Ближнем Востоке украшений на пупках не носят.

Миф второй.

Трости стали подспорьем в танце живота как уменьшенный символ пастушеского посоха, которым пользовались женщины, выпасая овец в полях.

Факты же таковы. Этот танец происходит из Южного Египта, известного как Саид или Верхний Египет. Традиционно мужчины Саиди носили длинные посохи, называемые "тахтиб", которые они использовали как оружие. Эта традиция превратилась в военное искусство и постепенно возник танец, изображавший борьбу при помощи посохов. В последствии женщины стали танцевать с тростями, в игровой форме имитируя мужской танец, и с течением времени "ракс аль ассайя" - танец с посохами развился в особый женский танец.

Миф третий.

Женщины, сопровождавшие мужчин в военных походах, развлекали их по ночам танцами. Так родился танец с жонглированием мечом на голове.

Факты этого не подтверждают. В настоящее время танец с жонглированием мечом на голове не получил широкого распространения на Ближнем Востоке. Основное историческое свидетельство, подтолкнувшее современных танцовщиц к использованию меча, как фольклорного элемента, появляется в чудесных работах художника-ориенталиста 19 века Жана-Леона Жерома. Его живопись вдохновила многих современных танцовщиц в Европе, Австралии, Новой Зеландии и Северной Америке на балансирование мечом на голове. Вероятно следует полагать, что, в конечном счете, одна танцовщица (та, что была образцом для Жерома) действительно танцевала такой танец и ее соплеменницы также делали это. Тем не менее, все это не является типичным общепринятым танцем в Египте, Турции, Ливане или в других частях Ближнего Востока, и исследователи танца не могут найти документов, подтверждающих, что это была повсеместная практика. Существует египетский мужской танец с мечом в руке, которым производят воинственные движения. Но в подобном танце никто не балансирует мечом ни на голове, ни на теле.

Миф четвертый.

Танец живота широко использовался женщинами в гаремах, чтобы привлечь внимание султана и дать ему возможность выбора наилучшей.

Что ж, упрямые факты опровергают и это, пожалуй, самое распространенное заблуждение. Устная традиция, передаваемая женщинами из поколения в поколение, утверждает, что восточный танец произошел из техники, помогающей женщинам подготовить мышцы живота и малого таза к действию при родах. Даже и в настоящее время подобные движения постоянно используются в родовых ритуалах некоторых общин Ближнего Востока и Северной Африки, когда женщины окружают подругу или члена семьи, собирающуюся рожать и исполняют волнообразные движения, подготавливая ее к предстоящему процессу.
Теперь относительно соблазнения султана в гареме. В больших гаремах редко когда даже видели султана. Решение о том, какую из молодых женщин представить ему, зачастую принимали мать или главная жена султана. Таким образом, вместо завоевывания султанского внимания при помощи соблазнительного танца, женщины гарема направляли свои усилия на получение благосклонности и поддержки матери и/или главной жены повелителя. Хотя, вероятно, они действительно танцевали в гареме, развлекая друг друга долгими днями. Но это было вовсе не соревнование для привлечения внимания султана, которого там не было.
В наши дни на Ближнем Востоке женщины танцуют для других женщин: подруг, соседок, тетушек, сестер и кузин. Они делают это для развлечения после окончания домашних дел в ожидании зарабатывающих на жизнь мужчин. Танцы исполняют и на семейных торжествах, на свадьбах, например; и даже в некоторых уголках Ближнего Востока на мужских празднествах в отдельных от женщин комнатах.

Миф пятый.

Танец живота традиционно использовался как танец соблазнения (не только в гаремах).

Как уже было сказано ранее, на Ближнем Востоке женщины танцуют для других женщин и это давняя культурная традиция. Конечно, отдельные женщины могли использовать прекрасный танец для соблазнения своих мужей за закрытыми дверями. Однако это не является характерной традицией восточного танца, и соблазнение танцем не играет важной роли у людей, выросших в ближневосточных семьях. Женщины не обучают своих дочерей "танцу соблазна".

Но переходим к мифу шестому.

Танец Семи Вуалей является традиционным для Ближнего Востока. Он основан на легенде о том, как богиня Иштар оставляла по вуали позади каждых из семи врат, спускаясь в подземный мир.

Увы, и это - всего лишь красивый миф. Библейский рассказ о молодой женщине, танцевавшей для царя Ирода, не называет ее имени. Там также ничего не говорится о том, как именно она танцевала, а только лишь, что танец ее "тронул" Ирода. Упоминание о том, что она танцевала "Танец Семи Вуалей" впервые появляется в 19 веке, когда британский драматург Оскар Уальд написал пьесу о возлюбленных Саломеи. Его рассказ был использован как основа для либретто оперы "Саломея" Рихарда Штрауса. И только опера Штрауса познакомила западное общество с историей девушки, снимавшей шали одну за другой, пока она не стала танцевать перед Иродом обнаженной. Позже Рут Сен-Дени и Айседора Дункан включили стиль "ориент" в свои творческие танцевальные портреты, а Голливуд сделал эту тему популярной, снимая множество фильмов.

Миф седьмой.

Цыгане принесли танец живота на Ближний Восток.

Это скорее полумиф, так как восточный танец вряд ли имеет единое место происхождения. В Африке существуют и поныне танцы, в которых использовались движения бедрами задолго до того, как рома (этническое самоназвание цыган) мигрировали на Запад. В турецких танцах волнообразные движения телом также исполнялись много раньше появления там рома. Хотя, вероятно. Именно рома привнесли свою собственную музыку и танцевальные формы, устойчивая местная традиция в танце существовала на Ближнем Востоке повсеместно и до их появления. Соответственно, по мере своего распространения по миру, рома воспринимали (перенимали) местные танцевальные и музыкальные формы и традиции.

Миф восьмой.

Цыгане танцевали под звездами возле таборных костров и обожали романтику кочевой жизни.

На самом деле рома вели очень тяжелую жизнь. В то время, как общественное мнение Западной Европы было оскорблено жестокостью порабощения африканцев в Новом Свете, восточные соседи западноевропейцев в Румынии превращали в рабов рома. Эта этническая группа перенесла множество лишений и тягот. Достаточно вспомнить вторую мировую войну. И даже в наши дни в Европе дома рома сжигают дотла, а людей изгоняют с мест проживания в то время, как местные власти либо способствуют этому преследованию, либо закрывают на него глаза. Если рома и приходилось раскидывать шатры под звездами, то только потому, что их изгоняли из собственных домов. В такой жизни нет ничего романтического.

Миф девятый.

Название "белли данс" (танец живота) происходит от неверного произношения арабского "балади" или "бэлэди" (народный, родина) и слова "данс" (танец), и означает "танец египтян".

На самом деле название "белли данс" (bellydance) было придумано американским продюсером Солом Блумом (Sol Bloom), когда он пытался подогреть интерес публики к выставке "Улицы Каира" на Всемирной ярмарке в Чикаго в 1893 году. Возможно Блум слышал, как французы говорили: "Лё данс дю вантр" (в переводе - "танец живота"), - так французские завоеватели называли особый танец с определенными контролируемыми движениями живота североафриканского племени Улед Наиль. Хотя, вероятно, он и не был знаком с этим термином. В автобиографии Блум утверждал, что сам придумал это название. Во всяком случае, танец Улед Наиль, который французы называли "лё данс дю вантр" существенно отличался от того, что мы теперь считаем bellydance. Нужно полагать, что Сол Блум не знал и нимало не был озабочен, как по-настоящему называли этот танец на родине: он, просто-напросто, хотел привлечь как можно большее число зевак на свою выставку с экзотическими танцовщицами. И, конечно, в то время как большинство женщин из высшего общества было наглухо затянуто в корсеты, слово "белли" - живот, приковывало к себе внимание, Многие современные танцовщицы заметили фонетическое сходство слов "бэлэди" и "белли", но это только любопытное совпадение, здесь нет никакой причинно-следственной связи.

И, наконец, последний - десятый миф.

Традиционный наряд ближневосточных танцовщиц состоял из лифа и пояса, украшенных монетами, или чоли (разновидность лифа - чась индийского костюма) с поясом из кисточек.

Идея костюма из лифа и пояса, расшитых монетами, на самом деле родилась в США. Многие связывают изобретение подобного лифа с именем Боба Мэки, дизайнера театральных костюмов для голливудских фильмов, хотя есть исследователи, и не согласные с этим мнением.
Чоли (чели) (разновидность лифа) традиционно носили женщины в Индии под сари. Использование чоли, как части костюма для восточного танца, является также американским изобретением, а не частью традиционной одежды женщин Ближнего Востока или Северной Африки.
На Ближнем Востоке кисточки использовались для украшения поводьев ослов, верблюдов и других вьючных животных. Кисточки редко надевали на животных в обычные дни: как правило, ими украшалась сбруя по особым случаям. Не существует документальных свидетельств в поддержку идеи о том, что арабы или турки во время танца носили пояса из пушистых, сделанных из пряжи кисточек.
Все эти аксессуары могут замечательно смотреться на танцовщицах. Они были восприняты танцовщицами, следовавшими американскому "племенному" стилю. Подобные костюмы великолепны для выступлений и концертов, но было бы неправильно рассказывать людям, что это точный образ одежды, которую носили исторические танцовщицы Ближнего Востока.

2

Легенда утверждает, что первопричиной зарождения этого танца была пчела. Сбитая с толку сладким цветочным ароматом, исходившим от умащенного маслами тела молоденькой плясуньи, перепутав ее с цветком, пчела залетела той под одежду во время представления. Чтобы избавиться от непрошеной, назойливой гостьи, девушка изо всех сил стала вращать бедрами и производить движения животом. Пластичность, изящество и эмоциональность, с которыми она проделывала эти движения, привели окружающих в восторг. Так возник танец живота…

3

Что такое танец живота?
Этим термином называют танец, в движениях которого преимущественно используется средняя часть тела. Истоки его ведут к странам, которые сейчас называются «Ближним Востоком». Как и понятие «поп-музыка», танцы охватывают широкий спектр стилей и типов: от кабаре стилей, используемых в ресторанах в высококвалифицированных танцевальных представлениях, до народных и персональных, энергичных и диких цыганских стилей, но все они объеденины свободными движениями средней части тела, отличными от других стилей танца. Как и «поп-музыка» танец живота стал «народной культурой», и, следовательно, можно сказать, более «естественным» и «свободным», чем многие другие танцевальные формы.

Откуда пришел танец живота?

Начальная точка — Ближний Восток, обширная коллекция экзотических стран: Марокко, Тунис, Алжир, затем Египет и государства Персидского залива, затем Иордания, Сирия и Ливан. А еще Ирак, крупная группировки стран вокруг Ирана. И, наконец, Турция и различные соседние страны.

Откуда происходит название?

Никто не знает этого точно, но абсолютное большинство сходится на версии, что этот термин ввел в обиход г-н Блум Соль. Он был первым популяризатором восточных танцев в Соединенных Штатах Америки, привез восточную музыку и восточных танцовщиц в 1893 в Чикаго на мировую ярмарку и использовал термин «танец живота». Этот термин добавил популярность восточным танцам, но не респектабельность.

Нужно ли иметь большой живот, чтобы исполнять танец живота?

Вовсе нет, на самом деле, основными элементами в танце являются бедра и нижняя часть спины. Размер живота в действительности не имеет никакого значения.

Какие преимущества дает танец живота?

Все стили танца имеют значительные преимущества для здоровья, как любые виды деятельности, которые предполагают движение. Однако танец живота делает акцент на те части тела, которые создают много проблем для здоровья, в районах нижней части спины и бедер. Кроме того, танец может вместить более широкий спектр фитнеса и возрастные рамки, чем многие другие стили.

Кто может заниматься танцами живота?

Для танца не имеют значения ни возраст, ни фигура. В танцах живота существует так много разных стилей и типов, что вы сможете найти стиль именно для себя, независимо от ваших форм, возраста или опыта.

Только ли для женщин?

На Ближнем Востоке мужчины танцуют также много, как и женщины, но отдельно, конечно. Из Ирана вышло довольно много известных мужчин–танцоров восточного танца. На Западе, как известно, эти танцы исполняют женщины, но мужчины тоже вполне могут его танцевать.

Какие люди приходят на занятия танцами живота?

Совершенно различные. Довольно широкий спектр людей различных профессий: адвокат, консультант-анестезиолог, различные врачи, летчики, и многие другие профессионалы своего дела. А также множество молодежи, студентов, пенсионеров и тех, кто имеет простые рабочие профессии. Объединяет этих людей любовь к нобычному.

4

Юля ты умница!!! Очень хорошая и полезная статья! :cool:


Вы здесь » Bellydance » разное » Мифы и реалии восточного танца