очень хорошая статья
Махмуд Реда: «Не люблю соревнования в искусстве»
24 февраля на московском международном беллиденс-фестивале проводил мастер-класс известнейший египетский преподаватель и хореограф Махмуд Реда. Этот человек основал первый национальный фольклорный танцевальный ансамбль в Египте и провел колоссальную работу, собирая и обрабатывая для сцены разнообразные народные танцевания. Несмотря на то, что во время фестиваля Махмуд Реда был очень занят, как и пристало звезде, iDance нашел возможность основательно побеседовать с ним о российском и египетском беллиденсе.
iDance: 23 февраля в «Голден Паласе» мы могли видеть прекрасное выступление танцовщиц на конкурсе. С вашей точки зрения, отличается ли то, как танцуют беллиденс русские, от того, как танцуют беллиденс египтянки?
Махмуд Реда: Я был очень удивлен тем, что я увидел – хорошим уровнем, на котором исполняется танец. Многие из них танцевали очень близко к тому стилю, который исполняют египтянки. Конечно, многие девушки привносят свое индивидуальное понимание и исполняют танец по-своему, изобретают новые элементы, но это я могу наблюдать повсюду в мире, где танцуют беллиденс, я считаю, что это естественно.
То есть влияние менталитета разных народов на исполнение танца (беллиданса) очевидно?
Я не знаю, что сказать. То, что я видел – а я видел танец – восточный танец в исполнении русских девушек. Если и было какое-то влияние, то есть русское влияние, то я могу сказать, что мне это очень понравилось.
А можно ли сказать, что русским больше присущ технический момент в танце, а египтянкам больше присуща выразительность - глубинная и очень женская?
Путешествуя по миру, я замечаю, что исполнители из более развитых стран – Америки, России, Японии, то есть технически более развитых стран, где преобладает техногенное развитие – да, действительно, эти девушки больше концентрируются на технике, без сомнения.
Что касается египтянок, исполнительниц из нашей страны, они не придают такого значения технической стороне. Они просто выросли в этой атмосфере, она сопровождает их с самого рождения.
Что самое главное для неегиптянки, какие качества у нее должны быть, чтобы она могла хорошо танцевать беллиденс? Например, считается, что для танцовщицы классического балета главное – железная дисциплина. Что важно для танцовщицы беллиденса?
Так как вы далеко от Египта и, возможно, не знакомы с нашей музыкой, языком, прежде всего я считаю, для вас очень важно понять и прочувствовать эту музыку.
Значит ли это, что прежде всего надо обязательно проникнуть в культуру, знать арабский язык? Египетскую музыку?
Да, музыка это очень важно. На мой взгляд, это самое важное. Если вы не чувствуете музыку, вы не можете танцевать хорошо. Ее нужно внимательно прочувствовать, самое главное – это понимание музыки. Ее надо просто больше слушать. Например, таких исполнителей, как Умм Кульсум. Очень часто европейцы просто не понимают эту музыку.
Что нужно делать, чтобы лучше понимать египетскую музыку? Может быть, следует воспитывать в себе какие-то специальные качества, делать что-то специально? Особенно человеку, не очень глубоко знакомому с египетской культурой.
Для начала определитесь, нравится вам эта музыка или нет? Если она не просто вам нравится, а буквально сводит вас с ума, - вы должны любить эту музыку, этот вид танца - то тогда вы слушаете и начинаете понимать ее. Особенно если предполагается, что под эту музыку можно танцевать. Если есть песня, и вы можете ее напеть, - не обязательно знать слова, язык - но вы хотя бы можете напеть мотив, это уже очень хорошо. Например, когда я составляю композицию, какой-то танец – я должен овладеть этой музыкой, уметь петь ее наизусть, она должна звучать внутри, войти в меня. Когда я выступаю, я обязательно пропеваю внутри себя эту музыку. Затем ваш интерес идет дальше, и вы подходите к тому, что вам нужно изучить ритм, различать ритмы, какие они – на три, на пять или другие. Вот это знакомство с ритмами позволить вам различать – что существует медленный ритм, ускоренный ритм, ритм квадратный. Я вижу, что во всем мире танцовщицы не могут понять, где кончается один ритм и начинается другой, они продолжают делать одно и то же на разные ритмы.
То есть ритмическая схема лежит в основе танца и это надо обязательно учитывать?
Да, конечно, и ритм и мелодия - это очень важно. Даже если вы не знаете языка, но поймали ритм и прочувствовали схему ритма, вы сможете это танцевать, это начало работы. Если вы хотите двигаться дальше, вы должны покорить следующую ступень, а это только для начала. Возвращаюсь еще раз – первая и главная ступень – это ваша любовь к музыке, без нее невозможно танцевать. Даже если вы не умеете танцевать, но все время слушаете эту музыку, это означает, что вы ее любите. То есть без любви к музыке невозможно танцевать вообще. Следующая ступень – это, конечно, проникновение в язык, то есть нужно все-таки понимать, о чем песня. Тогда вам становится еще проще. Если вы хотите продвигаться дальше, то вы придете к тому, что вам надо изучать язык, хотя бы неглубоко, на уровне слов, чтобы понимать песню. И надо понимать традиции народа, хотя бы те, о которых идет речь в песне. И еще надо иметь понятие о том, как люди общаются в этой стране, их привычки, их обычаи. Например, женщины в Египте, когда они общаются, очень много жестикулируют в разговоре. Язык жестов и язык тела даст последующий толчок к вашему развитию в танце, потому что, когда мы видим какой-то характерный жест, мы задаемся вопросом, а что это означает? Если вы будете смотреть старые египетские фильмы, вы почерпнете оттуда огромное количество информации о языке тела, красноречие жеста в фильмах даст вам очень богатую базу для танца. Например, такая бытовая деталь - две соседки поссорились, у них неприятный разговор, и одна из них прикладывает руку к глазу (наподобие подзорной трубы) – это означает – «ты такая маленькая, я тебя в упор не вижу, что ты мне там говоришь». Или при ссоре, например, женщина начинает хлопать в ладоши – это она призывает окружающих людей в свидетели, чтобы они подошли и посмотрели, что происходит. Это то, что я называю языком тела. И затем, конечно, очень важная ступень - грамотный выбор костюма.
Я сейчас больше говорю о фольклоре, потому что фольклор – это база. Не надо забывать, что то, что мы
называем «беллиденс» – это часть фольклора.
Итак, вы поняли, что вы обожаете эту музыку – начинайте заниматься делом! Глубокое изучение культуры, естественно, требует времени. Я сам прошел этот путь. Когда я начал создавать свою труппу, я знал очень мало, но я просто начал работать. А потом, когда у меня было больше времени, я стал путешествовать по стране и собирать язык тела, какие-то жесты… это естественно, обогащало меня. И не ждите того момента, когда узнаете все, потому что это требует очень длительного времени. Начинайте танцевать, и постепенно вы будете погружаться в этот процесс, сам процесс будет вас подстегивать по мере того, как вам будет открываться культура, шаг за шагом; язык, музыка, костюмы, взаимодействие с конкретными людьми – это все части одного процесса.
Чем отличаются движения беллиденса от движений фольклора?
Какие отличия вы имеете в виду? Беллиденс – это часть фольклора, это тот же самый язык тела. Это те же самые руки, тот же самый язык тела.
Имеется в виду сценический беллиденс, шоу-беллиденс.
Что касается беллиденса, он ведь может исполняться в разных местах. Например, танцовщица в ресторане, ей не надо многое уметь, она на одном уровне с вами, в ограниченном пространстве. На сцене – совсем другое дело, там другие законы, сцена диктует совершенно другие вещи. Перед вами – огромное пространство, разделяющее вас и публику. На сцене артисты очень далеко от зрителя, теряются мелкие детали, зрители не могут видеть все мельчайшие подробности, не могут видеть черты лица. То есть танец не может происходить таким образом – вы стоите на одном месте посередине огромной сцены и что-то там делаете. Этот нонсенс, это противоречит законам сцены. Если вы ставите хореографию для сцены, вы должны мыслить таким образом, чтобы заполнять все пространство сцены. В беллидансе существует ограниченное количество так называемых «проходок», то есть получается так, что вам нужно самим что-то придумывать, разрабатывать свои собственные проходки, использовать свои креативные способности, свое воображение, для того, чтобы ввести еще какие-то элементы в танец.
Как вы относитесь к смешению стилей, например, арабского с испанским, так называемая андалузия, а также к стилю фьюжен?
Понимаете, искусство, оно вне законов. Кто прописал эти законы – это можно, а это - нельзя? Это потому и искусство, что вы можете в нем творить. Если это хорошо, то, что вы делаете – это все сразу понимают, если это плохо – это также всем очевидно.
Как вы относитесь к тому, что беллиденс хотят сделать олимпийским видом спорта?
Что касается меня, я не люблю соревнования в искусстве. А как вообще можно оценить искусство? Если у вас есть сантиметр, вы можете померить, как далеко кто-то прыгнул, или как высоко. Или измерить, на сколько больше кто-то там поднял тяжестей. А как можно измерить искусство, чем? Если 10 человек приходят на соревнования, кто-то из них первый, кто-то последний и этот последний очень расстроен – почему это должно быть так?
Как вы представляете себе историю беллиденса? Как он появился? От танца вокруг рожениц, которых надо было подбадривать движениями танца, или от фараонов, от религии?
Что касается танца вокруг рожениц, это вообще сумасшедшая идея. Я не знаю про корни этого танца, я считаю, что корни там, где человек рождается и начинает двигать руками и ногами – вот вам начало танца. Танец – это самое древнее из существующих ныне искусств, оно даже идет перед игрой на различных инструментах, потому что любое движение тела – это танец.
К чему относится стиль «балади» (беледи)?
Очень важный момент… То, что вы называете «беллиденс»… Этот термин больше нигде не используется! Мы называем его «балади», любой египетский танец - это балади. Балади – это означает «моя страна». Это что-то традиционное, присущее только моей стране. Еда, или что-то другое. Галабея (одежда), например, это балади. То есть любой египетский танец – это балади. То есть балади – это что-то исторически присущее данной стране, что-то традиционное. Как, например, борщ на Украине – это также аутентичное явление. Словом «балади» обычно называют что-то в одобрительном, положительном ключе, это непростое понятие. Современные урбанистические вещи, что-то модное или технократичное – это нельзя назвать «балади».
Есть ли какие-то правила (запреты) в этом танце? Можно ли подходить к столикам слишком близко, можно ли брать деньги от клиентов?
Какое-то время назад этот вид танца во всем мире имел очень плохую репутацию. Даже само слово «белли» - живот, обозначает что-то неприятное, утробу. Но мое сердце было там, моя любовь к этому танцу была так сильна, мне нужно было понять, почему этот танец в Египте пользовался такой плохой славой. Не забывайте, что мы мусульмане. У нас нельзя обнажать руки, живот. В Бразилии, например, – все по-другому, там другая культура. Там максимальная обнаженность в танце приветствуется. Танцы в Египте бывают или на свадьбе или в кабаре. Я говорю сейчас только про Египет. Табу у нас – слишком откровенные движения. Для того чтобы помочь этому виду танца, дайте ему хорошую репутацию, сами будьте примером образцового поведения. Например, в старых египетских фильмах – если героиня порочная женщина, проститутка, она, как правило, танцовщица, это был стереотип режиссеров. Допустим, вы знаменитая танцовщица, а вам в фильме дают роль танцовщицы-проститутки. Вам не следует соглашаться, если вы заинтересованы в поддержании репутации этого вида искусства. Каждый из нас участвует в этом процессе – когда мы сами творим репутацию этого танца. И вы своим поведением можете переводить этот танец на совершенно другой уровень, уровень высокого искусства.
источник wwwidance.ru